Важные новости

10 мар. 2011 г.

Концепция создания и функционирования Конституционной Ассамблеи Украины (Текст документа)

Документ уже переведен на английский закон и официально зарегистрирован Венецианской комиссией под номером 618/2011. По утверждению источников "Главкома" Венецианская комиссия рассмотрит его на своем ближайшем заседании 25-26 марта.

Страсбург, 3 марта 2011 года.
Европейская комиссия за демократию через право 
(Венецианская комиссия) 
Концепция создания и функционирования Конституционной Ассамблеи Украины 

(неофициальный перевод «Главкома») 

І. Введение 

1. 13 января 2011 года на первом пленарном заседании Комиссии по укреплению демократии и утверждению верховенства права Президент Украины подчеркнул, что текущая повестка дня включает вопрос «системной конституционной реформы», необходимость которой была упомянута в нескольких документах Европейских институций: ПАСЕ, Венецианской комиссии и Европейского Парламента. 
2. Оценивая конституционную реформу 2004 года как «неудачный опыт несистемной и непрозрачной работы над изменениями Основного Закона», Глава Государства определил, что этот вопрос должен быть решен «системным путем», «на основе эффективных украинских законов» и «с привлечением общественности» на новом этапе развития общества и страны. Он выразил уверенность, что «новый конституционный процесс будет основан на открытости, публичности и легитимности». 
3. Цель «нового конституционного процесса» видится в «создании сбалансированной системы репрезентативной демократии по европейскому образцу, усиление парламентаризма, построение эффективной вертикали исполнительной власти и образования эффективных механизмов прямой демократии». 
4. Чтобы достичь поставленных целей и задач была предложена идея «создания Конституционной Ассамблеи как эффективного консультативного инструмента, который позволит согласовывать позиции экспертов по конституционному праву и политике, политиков и общественности». 
5. Президент Украины предложил членам Комиссии по укреплению демократии и утверждению верховенства права в Украине начать разработку концепции создания «модели Конституционной Ассамблеи». 
6. В ответ на предложение главы государства, Комиссия по укреплению демократии и утверждению верховенства права в Украине на своем втором пленарном заседании 18 февраля 2011 года рассмотрела проект «Концепции создания и функционирования Конституционной Ассамблеи» (докладчик профессор М. Козюбра) и утвердила текст, который приведен ниже. 

II. Мировой опыт 

7. Мировая конституционная практика демонстрирует различные модели конституционных ассамблей (Конгрессов, советов и т.д.). Они отличаются двумя подходами к их созданию и полномочиям. Учитывая это, они делятся на суверенные и несуверенные ассамблеи с ограниченными и неограниченными полномочиями. 

8. Первый тип - суверенные конституционные ассамблеи. Как правило суверенные конституционные ассамблеи создаются для утверждения новых конституций. Такие ассамблеи преимущественно являются выборными органами конституционной власти, которые не только разрабатывают, но и утверждают конституцию, которая может стать предметом последующего одобрения на референдуме. 
9. Второй тип - несуверенные конституционные ассамблеи. По своей природе несуверенные конституционные ассамблеи являются совещательными органами, которые разрабатывают и утверждают проекты новых конституций или проекты систематических поправок в действующие конституции, окончательное решение по которым принимает уполномоченный орган (как правило парламент) с возможностью последующего утверждения референдумом. 

III. Конституционная Ассамблея в Украине 

10. Учитывая выводы Конституционного Суда Украины, которые установили, что Конституция Украины 1996 года «по своей юридической природе является актом учредительной власти, принадлежащей народу» (решение от 3 октября 1997 года), что именно народ «уполномочил Верховную Раду принять ее» (решение от 11 июля 1997 года), а потому «учредительной властью был наделен Парламент» (решение от 3 октября 1997 года), модель Конституционной Ассамблеи второму типу логически и юридически свойственна нынешнему этапу развития Украины. 
11. По своей природе и юридическому статусу Конституционная Ассамблея Украина является консультативным совещательным органом при Президенте Украины, установленным по его инициативе и на основе президентского указа для подготовки предложений системного обновления Конституции. 
12. Назначением Конституционной Ассамблеи является обеспечение подготовки и предварительного одобрения проекта закона о систематических поправках к Конституции Украины в редакции 1996 года. В рамках полномочий Конституционная Ассамблея организует дискуссии различных предложений и поправок политическими партиями, гражданским обществом или отдельными авторами поправок. Проект закона - предмет дальнейшего усовершенствования и окончательного утверждения, затем передается Президенту Украины с предложением своим представлением направить в Верховную Раду по процедуре законодательной инициативы согласно раздела XIII Конституции Украины. 
13. Структурно Конституционная Ассамблея состоит из двух частей: 
а) Конституционная Ассамблея сама состоит из не более 100 членов, которые являются высококвалифицированными экспертами в конституционном праве и других отраслях права, политологами, представителями политических партий и других институтов гражданского общества (общественных объединений, правозащитных организаций и тому подобные). Конституционная ассамблея может быть образована в следующих пропорциях: количество политиков не должна превышать 30% и должно соответствовать соотношению парламентского меньшинства и большинства; не более 40% юристов, политологов, представителей других отраслей социальных наук, тогда как представители институтов гражданского общества должны составлять до 15%. Такое распределение представительства в Конституционной Ассамблее обеспечит: 
- Избежание чрезмерной политизированности на новом этапе конституционного процесса, чего не было, когда политики доминировали; 
- Дискуссии будут вестись в профессиональных рамках, что обеспечит скорее юридическую, а не политическую природу содержания предлагаемых поправок; 
- В процессе обсуждения конкретных поправок будут учитываться не только юридические знания, но и политический опыт и знания из других сфер; 
- Представители институтов гражданского общества будут задействованы в разработке предлагаемых поправок, прежде всего, в сферах обеспечения прав человека и основных свобод. 

Конституционная Ассамблея в своем полном составе встречается (собирается на сессии) минимум раз в три месяца. 

б) специальная Группа экспертов, состоящая из не более 10 членов, беспрекословно наиболее известных ученых по конституционному праву (за исключением 1-2 политологов, чьи исследовательские интересы и опыт тесно связаны с конституционным правом). Члены Группы Экспертов не должны принадлежать к одной политической партии. Группа Экспертов будет готовить предложения по концептуальным подходам к поправкам и выписывать текст предлагаемых изменений для рассмотрения Конституционной Ассамблеи. 

Группа Экспертов работает на постоянной основе и встречается как минимум раз в месяц. 
14. Конституционную Ассамблею будет возглавлять Председатель, который не занимает никаких властных постов. Председатель будет созывать пленарные заседания (сессии) Ассамблеи. 
15. Конституционная Ассамблея работает на принципах открытости, публичности и легитимности. 
16. Подготовительная работа по созданию Конституционной Ассамблеи возлагается на Организационный Комитет (состоит из 5-7 человек), который будет создан указом (распоряжением) Президента Украины. 
17. Конституционная Ассамблея и ее Группа Экспертов выполняют возложенные на них обязанности в тесном сотрудничестве с Европейской комиссией за демократию через право (Венецианская комиссия).

Комментариев нет:

Отправить комментарий